Skip to main content

Сбалансированная система показателей

Интеграция планирования и бюджетирования со стратегией для достижения выдающихся результатов

19 - 20 октября 2006 года в Амстердаме прошел международный форум "Интеграция планирования и бюджетирования со стратегией для достижения выдающихся результатов", организованный лидером в области реализации стратегии - компанией Balanced Scorecard Collaborative/Palladium (BSCol). Цель мероприятия - ответить на вопросы, актуальные для менеджеров, участвующих в формировании стратегии, и финансовых директоров, заинтересованных в стратегическом планировании и бюджетировании.

На Форуме выступили Дейвид Нортон и Роберт Каплан (авторы концепции сбалансированной системы показателей - ССП), ведущие эксперты BSCol, руководители крупных компаний из США и Западной Европы. В Форуме приняли участие Андрей Гершун, управляющий партнер BSCol МАГ КОНСАЛТИНГ, и Ирина Абрамова, старший менеджер BSCol МАГ КОНСАЛТИНГ.

Уже в конце 20 века организации во всем мире эффективно использовали сбалансированную систему показателей (ССП) для реализации своей стратегии. Первое время при внедрении ССП наиболее актуальной задачей являлось создание инструментов мотивации персонала для достижения стратегических целей. Однако нельзя забывать, что успех и жизнеспособность любой компании во многом зависят от управления финансами. Исследователи отмечают: один из основных барьеров на пути к реализации стратегии - сфокусированность системы бюджетирования на планировании оперативных результатов и оторванность от решения стратегических задач. Поэтому сегодня организации, ориентированные на стратегию, стремятся связать планирование и бюджетирование с ССП.

На Форуме была вынесена на обсуждение как теоретическая основа интеграции планирования и бюджетирования со стратегией, так и практические результаты работы, которые можно проанализировать и обобщить.

Как отметил Кэрри Грин (Cary Greene), старший вице-президент Palladium, 46% организаций считают, что их бюджет быстро устаревает, а более 60% организаций не обновляют свои планы регулярно. При этом 60% организаций не связывают оперативные планы со стратегией, а 85% руководителей тратят на обсуждение стратегии меньше часа в месяц. Для решения этих проблем было предложено выделять стратегические расходы в специальную группу, наряду с расходами оперативными и капитальными. Традиционно расходы на развитие закладываются в инвестиционный бюджет. Зачастую их значимость для развития компании не принимается в расчет, и они урезаются в первую очередь. Выделение стратегически важных статей бюджета, организации позволит легче реализовать стратегию и добиться успеха.

Еще одна концепция, которая активно обсуждалась на Форуме, - концепция Beyond Budgeting (за пределами бюджетирования, вне бюджетирования). Обычная практика такова: при составлении бюджета учитываются только те цели, которые актуальны в конце года. Но у компании постоянно появляются новые проблемы и задачи. Beyond Budgeting дает возможность направить денежные потоки на достижение целей, наиболее важных в данный момент, финансировать реализацию стратегии. Этой концепции было посвящено самое эмоциональное выступление форума — доклад Бьярта Богснеса (Bjarte Bogsnes), финансового контроллера норвежской нефтяной корпорации Statoil. Бьярт Богснес рассказал о том, что отход от традиционного подхода к бизнесу и планированию позволил сделать Statoil очень мобильной, создавать скользящие прогнозы, определять, что для компании существенно с точки зрения рынка и стратегии, и именно под это выделять деньги - сформировать бюджет, опережающий время. Подобная практика представляется очень перспективной, и многие западные корпорации уже достигли благодаря ей выдающихся результатов.

С концепцией Beyond Budgeting согласуется предложение перейти к скользящему прогнозированию, о котором говорили Филипп Пек (Philip Peck), директор Palladium, и Кристоф Кутурье (Christophe Couturier), вице-президент, руководитель офиса стратегического менеджмента корпорации Millipore. Помесячная и поквартальная корректировка бюджета на базе полученных фактических результатов позволяет оперативно определять, насколько близко компания подошла к его выполнению, и вносить необходимые коррективы.

В качестве эффективного инструмента интеграции бюджетирования и планирования со стратегией на Форуме была представлена модель факторов стоимости, позволяющая управлять и финансами, и стратегией. В рамках этой модели количество сотрудников увязывается с числом покупателей, размером торговых площадей и т. д. Крупная организация, между различными частями которой существует определенная корреляция, может построить такую модель развития бизнеса и благодаря этому более точно прогнозировать будущее, отслеживать движение по направлению к исполнению стратегии.